Становление и развитие Симского завода на протяжении веков тесным, а порой и причудливым образом, было связано с историей нашей Родины – Великой России. Более 250-ти лет работая на укрепление и усиление могущества российского государства, предприятие на деле подтвердило справедливость известной фразы: «Урал – опорный край державы».
Начало основанию Симского завода положил указ Берг-Коллегии ее Величества императрицы Елизаветы от 29 марта 1759 года:
«…Допустить заводчику Матвею Мясникову с сызранским купцом Яковом Петровым на приисканной ими… в Уфимской провинции в дачах Шайтан-Кудейской волости… на речке Сим построить железовододействуемый завод с двумя домнами и при них завод с девятью действительными и тремя запасными молотами, если оная река Сим действием водяной силою столько молотов поднять может».
В 1761 году было получено первое железо; в 1780 — первый чугун, отлитый в домне; в 1893 году началось мартеновское производство стали; Начиная с 1910 — производство сельскохозяйственного оборудования, повозок, тачанок; и, наконец, произошел переход к производству авиационной продукции в 1941 году.
В годы Великой Отечественной войны началась новая история предприятия. С июля по октябрь 1941 года в Сим прибыли эшелонами два Московских агрегатных завода, объединившихся в один — Симский механический. В период 1941-1945 гг. выпускались агрегаты для механического и воздушного запуска поршневых авиационных двигателей, агрегаты для пневматических систем самолетов, регуляторы воздушного винта почти для всех видов боевых самолетов.
В послевоенный период завод работал в тесной связи с московскими агрегатными конструкторскими бюро: такими как авиационная корпорация «Рубин» (г. Балашиха), Ступинское ОКБ «Аэросила». Было освоено серийное производство гаммы регуляторов винта со специальными флюгерными свойствами, большое количество электроагрегатов для дистанционного управления створками сопла и форсажной камеры для реактивных самолетов, агрегатов системы автоматического торможения авиаколес, более 40 наименований гидроагрегатов для различных типов гражданских и боевых самолетов и вертолетов.
В 60-е началась модернизация производства, выпуск новых изделий. Были запущены в производство регуляторы постоянных оборотов винта для самолетов генерального авиаконструктора Антонова О. К., в том числе на такие уникальные лайнеры, как «Антей» и «Мрия».
В 70-х годах было освоено производство плунжерных насосов для боевых вертолетов Ми-8 (12,14,24). Гидроприводом ГП16 комплектовался советский «Конкорд» — Ту-144.
Очередным витком в истории завода явилось освоение производства сложной топливно-регулирующей аппаратуры для двигателей самолетов. Руководство страны оценило заслуги предприятия, и в 1976 году приказом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 90-е «Агрегату», как и всей стране, пришлось нелегко. Для тех лет был характерен резкий спад объема выпуска продукции авиационно-технического назначения и предприятием был освоен выпуск масляных шестеренных насосов, малогабаритной швейной машины «Белка», запчастей для легковых автомобилей и др. Это позволило в кратчайшие сроки нарастить объемы выпуска продукции, сохранить завод, его высококвалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры. «Агрегат» достойно выдержал все трудности и вновь стал набирать высоту.
С 1995 года начат и успешно продолжается выпуск гидравлического аварийно-спасательного инструмента, применяемого в структурах МЧС, ГИБДД, ЖКХ и других сферах жизнеобеспечения.
Сегодня предприятие переживает новый этап: динамично развивается и является одним из ведущих предприятий-производителей для аэрокосмического комплекса страны.
С 2000 года на заводе планомерно производится реконструкция производственных помещений и модернизация парка оборудования. Современные цехи ПАО «Агрегат» напоминают стерильные лаборатории. В них почти бесшумно работают обрабатывающие центры от известных мировых производителей. Модернизация затронула все сферы в жизни предприятия, заставила на все посмотреть свежим взглядом. В инструментальном хозяйстве был пересмотрен весь набор мерительного, режущего инструмента и вспомогательной оснастки, что позволило сократить время обработки деталей на 25-30%. Складом инструментов управляет автоматизированная система «MATRIX», которая позволяет контролировать движение инструмента на всех этапах: от заказа и приобретения до списания. В 2009 году начал работу учебно-производственный центр, где постоянно повышают квалификацию работники «Агрегата» и других предприятий России. В 2011 году создано новое подразделение — «Цех промышленной гидравлики», в котором работают лучшие специалисты по всем инженерным и производственным направлениям. Они разрабатывают новые виды промышленной гидравлики и автономного спасательного инструмента, который не уступает лучшим мировым образцам, награжден многими медалями и грамотами за его уникальность и высокое качество. Также освоено производство роторно-вихревых насосов для нефтегазового комплекса России.
Завод имеет тесные производственные связи с ведущими производителями авиационных двигателей и московскими агрегатными конструкторскими бюро.
За последние десять лет предприятием освоено производство агрегатов для новейших российских самолетов: ЯК-130, Бе-200, Ту-204, Ил-96-400. Это гидроагрегаты и агрегаты маслосистемы двигателей; также агрегаты топливно-регулирующей автоматики, применяемой в различных модификациях самолетов.
Как единственное градообразующее предприятие, завод постоянно оказывает спонсорскую помощь учебным заведениям, медицинским учреждениям, культурно-просветительным учреждениям, а также ветеранам войны и труда.